Мусинский Николай Степанович
Родился 18 апреля 1921 года в селе Большое Ведерниково Великоустюгского района Вологодской области в семье лесоруба Степана Алексеевича Мусинского (1884-1932 гг.) и крестьянки Ульяны Семеновны Голиковой (1886-1975). Семья была большая – 9 детей, многие умерли в младенчестве.
О летчике Николае Степановиче Мусинском в годы Великой Отечественной войны на фронте ходили легенды. Он был вынослив, смел и решителен.
Стать летчиком мечтал с детства.
Отец, Степан Алексеевич, участвовал в первой мировой войне, был в плену. По возвращении снова стал лесорубом, часто болел и умер в 1930 году. Мусинским жилось нелегко. Старший брат Василий в 1931 году уехал в Архангельск, где работал на лесопильном заводе и одновременно учился. В 1935 году он стал известен как инициатор стахановского движения в лесопилении, был награжден орденом Ленина. Василий часто бывал в Москве, встречался со многими известными людьми, был знаком с Валерием Чкаловым. О знаменитом летчике много рассказывал младшему брату. Николай, как и многие мальчишки того времени, хотел быть похожим на Чкалова.
Окончив семилетку, решил поступать в летное училище. Около двух лет занимался в аэроклубе, а в 1940 году окончил Сталинградскую авиационную школу.
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. С первого и до последнего дня Великой Отечественной войны летчик Н. С.Мусинский находился на фронте. Он летал на пикирующем бомбардировщике ПЕ-2 (конструкции В. М.Петлякова), вместе с боевыми товарищами наносил бомбовые удары по скоплениям вражеских войск, по аэродромам, базам, переправам противника.
В августе 1942 года перед лейтенантом Мусинским Н. С. была поставлена задача совершить налет на вражеский аэродром около Смоленска. Аэродром был хорошо защищен зенитными средствами. Авиагруппа Мусинского, дезориентировав противника, неожиданно появилась над аэродромом и сбросила смертоносный груз. В результате было уничтожено 14 немецких самолетов, склад с горючим и авиамастерские. Немецкие зенитки слишком поздно открыли огонь. Русские летчики были уже далеко.
6 февраля 1942 года лейтенант Мусинский в составе группы разбомбил шоссейную дорогу, по которой двигалась колонна вражеских автомашин с солдатами. Было уничтожено 10 автофургонов и около 80 гитлеровцев.
10 февраля - вылет на очередную бомбежку. Снизившись до бреющего полета, отважный авиатор прицельным пушечно-пулеметным огнем уничтожил 8 автофургонов, 5 подвод с военными грузами и до полусотни фашистов.
12 февраля Мусинский в составе звена атаковал скопление войск противника в населенном пункте Н. Сделав заход, он сбросил бомбы, а затем снизился до 100 метров и стал поливать огнем из пулемета вражеских солдат. Около 80 гитлеровцев были пришиты к земле, выведены из строя 10 автомашин и 5 орудий на конной тяге.
15 февраля летчик с высоты 250 метров расстрелял до 100 гитлеровцев, бомбовыми ударами подавил артиллерийскую батарею противника.
22 февраля Мусинский в составе группы вылетел на бомбардировку неприятельских войск. В 40-50 километрах от цели неожиданно сдал мотор. Пилот отстал от группы, но продолжал полет. "Не возвращаться же с грузом домой", - решил Мусинский. Бомбы он сбросил на ближайший вражеский военный объект. Сверху было хорошо видно, как горели склады, метались обезумевшие фашисты. Но когда самолет лег на обратный курс, с земли к нему устремился ливень трассирующих пуль, по сторонам засверкали вспышки от зенитных снарядов. Как коршуны, вынырнули из-за облаков "Мессершмитты". В течение 15 минут 5 истребителей атаковали самолет Н.Мусинского. Храбрый летчик не потерял самообладания: маневрировал, отстреливался и сам нападал. В этом бою машина Мусинского получила 30 нулевых и 2 пушечных пробоины, но пилот все-таки дотянул самолет до своего аэродрома.
5 марта Николай участвовал в бомбежке неприятельского аэродрома. Советские бомбы изрыли и привели в негодность взлетную площадку. Аэродром был надолго выведен из строя. В воздушном бою советские летчики сбили два самолета противника, не потеряв ни одной своей машины, а 10 вражеских самолетов вспыхнули от бомб, не успев взлететь.
Николай Мусинский всегда выполнял приказы командования. Ему не мешали ни плохие метеорологические условия, ни обстрел вражеских зениток, ни атаки "мессеров". Десятки раз Мусинский вылетал ведущим группы и всякий раз бил немцев в воздухе, громил опорные узлы и живую силу врага.
С 1 марта 1942 года Николай Мусинский как опытный летчик выполнял специальные задания командования, одиночным экипажем он летал на глубокую разведку. Дальность таких полетов составляла 700-800 километров. Самолет Мусинского бывал над Витебском, Смоленском, Рудней, Демидовом, Дорогобужем, Вязьмой. В далеком тылу Мусинский добывал ценные разведывательные данные, делал фотосъемки.
Во время разведывательных полетов над оккупированной территорией лейтенант Мусинский отыскивал военные цели и бомбил их. Так он поступил и 1 марта.
Производя разведку в одном из районов, летчик обнаружил замаскированный неприятельский аэродром. Решил бомбить. Метко брошенный смертоносный груз мгновенно превратил несколько самолетов с паучьей свастикой в бесформенную груду металла и изуродовал взлетную полосу. В другой раз Николай уничтожил колонну машин противника на автостраде.
6 сентября 1942 года Мусинскому Н. С. было поручено уничтожить переправу через Десну у селения Роговка. Задание относилось к категории сложных, так как нужно было не только преодолеть зенитный огонь, но и точно попасть в цель. Рассказывая об этой операции, генерал-полковник авиации А. Г. Рытов в своих мемуарах написал: «Мусинский снова пошел на хитрость. Чтобы усыпить бдительность вражеских наблюдательных постов, он провел группу в стороне от переправы. Потом бомбардировщики, сделав резкий поворот влево, легли на боевой курс. Зенитки открыли огонь с запозданием. Переправа рухнула в воды Десны».
В послужном списке Мусинского таких примеров много. Только с 26 декабря 1941 года по 6 апреля 1942 года пилот Мусинский произвел 103 успешных боевых вылета в глубокий тыл противника на разведку и бомбардировку важных объектов, из них более 30 одиночным экипажем.
Тридцатого января 1943 года Николаю Степановичу Мусинскому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
О подвигах летчика Н. С.Мусинского не раз писали фронтовые газеты. В 1943 году в «Правде» в небольшой статье политрука М.Кромера сообщалось, что экипаж летчика Мусинского «сбил в воздухе 3 фашистских самолета и уничтожил на аэродромах 23, истребил 1440 гитлеровцев, уничтожил 156 автомашин, 10 танков, 4 железнодорожных вагона, до 30 воинских повозок и др.».
Особенно отличились молодой командир и возглавляемая им девятка самолетов в Бобруйской операции летом 1944 года. При поддержке истребителей бомбардировщики Мусинского совершили удачный налет на переправу гитлеровцев через Березину. Более 300 немецких танков и автомашин оказались в руках советских войск. За годы войны Н. С.Мусинский совершил более ста боевых вылетов. В 1945 году бомбил Берлин.
Заончил войну в звании майора. 24-летний летчик имел много наград: орден Красной Звезды, орден Боевого Красного Знамени, 2 ордена Ленина и Золотую Звезду Героя. Звание Героя Советского Союза Н.С.Мусинскому было присвоено 30 января 1943 года.
По окончании войны, в 1946 году летчик Мусинский вышел в отставку и водил пассажирские лайнеры. Жизнь этого славного человека оборвалась в 1965 году.
Вернувшись с войны, служил в Северном Управлении Гражданской авиации с 1946 по 1965 гг. Летал на самолетах транспортной авиации ЛИ-2, ТУ-104, ИЛ-14. Одним из первых освоил новый самолет ТУ-104. В 1965 году погиб.
Отец - Мусинский Степан Алексеевич.
Мать - Мусинская (Голикова) Ульяна Семёновна.
Сестра - Мусинская Анна Степановна.
Брат - Мусинский Василий Степанович.
Сестра - Мусинская Мария Степановна.
Брат - Мусинский Иван Степанович.
Жена - Мусинская Клавдия Васильевна.
Дочь - Невярович (Мусинская) Галина Николаевна.