Кочебина Любовь Ивановна

1928 года рождения

Рассказывает внучка, Александра Борисовна Томалак:

«Моя бабушка, Кочебина Любовь Ивановна, родилась 19 декабря 1928 года в Москве. На момент начала войны она была еще совсем ребёнком. Блокады в Москве не было, но жизнь от этого совсем не была лёгкой.

Всех мужчин забрали на фронт, а дома остались больная мама, слепая сестра — и моя бабушка. Каждый день она ходила в школу, а потом шла получать по карточкам скудную еду. Однажды произошёл такой случай. Они ехали на санках с подругой, поочередно везя друг друга и перекидываясь кошельком, в котором были все карточки: кто едет – тот и держит. Подъехав к месту выдачи карточек, бабушка сказала подруге: «Давай кошелек», а та: «Он у тебя». Обернулись, побежали искать. Какой-то мужчина быстрым шагом уходил в другую сторону, они к нему: «Вы не видели?» Он отвёл глаза и сказал: «Нет». Моя бабушка никогда не винила его: «Ведь все были голодными».

Любочка не пошла домой. До выдачи новых карточек оставалось полмесяца, а есть теперь было совсем нечего. Она пошла в сарай, села там и решила умереть от холода. Когда её нашли, спасли еле-еле. Растирали белое тело шерстяным одеялом, а она все не согревалась. Выжила. А через несколько дней упала в школе в обморок — от недоедания. Тогда дети и узнали обо всем, стали отдавать свои запасы, каждый по чуть-чуть, по капельке, а всё же спасли.

В 14 лет бабушка пошла работать на юннатскую станцию, где они выращивали помидоры и картошку. Голодные дети смотрели на овощи, но в головы почему-то не приходило, что можно сорвать и съесть. Руководство и так помогало чем могло – давало немного домой, мама варила суп. Это было настоящее счастье.

А потом юннатская станция, где работала бабушка, стала лучшей в Москве. Её и мальчика, с которым они вместе растили овощи, напечатали на обложке журнала «Костер», а потом записывали в радиокомитете как лучших юннатов. Бабушка всё не могла выговорить простой текст, нервничала, голос надрывался. Разве могла тогда маленькая Любочка поверить, что страшная война скоро закончится, что она полжизни сама проведет в радиокоммитете: будет писать программы и приглашать гостей, разве могла она предположить, что мальчик с обложки станет ее мужем?..»

Портрет от художника Владимира Кошкаровского.